Троицкая неделя у славян была посвященная Ладе - богине весны. Месяц июнь, на который обычно приходится Троицын день, особенно подходит к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшей утратить своей обаятельной свежести.
Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны, светлокудрой Лады, было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку.
читать дальшеСедьмая неделя после Пасхи, которая оканчивается праздником Троицы, в народе называлась «зелеными Святками» или русальной неделей. На протяжении русальной недели девушки плели венки - таким образом они готовились к одному из главных гаданий в году, по которым девушки загадывали о своей судьбе. В Троицын день венки бросали в реку и смотрели, как он себя поведет. Если венок сразу утонул - в этом году замуж выйти не суждено, а хорошим знаком считалось, если венок поплывет против течения.
По народным поверьям в Троицкую неделю русалки, живущие в омутах рек, выходят из воды. Перед праздником Троицы они смехом и ауканьем зазывают к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой, русальной неделе было строго запрещено купаться в реках, прудах и озерах из опасения попасть к ним в руки.
В Троицын день букеты полевых цветов и ветки с зелеными листьями освящали в церкви. К празднику Троицы в каждый дом украшали молодой зеленью: ветки березы, считавшейся деревом, оберегающим от зла; клена, в которого превращались проклятые люди, и дуба -могучего дерева, символизирующего мужское начало, силу и крепость; ветки рябины, почитавшейся на Руси прекрасным оберегом, и орешника, связывавшегося с загробным миром.
Через неделю после Троицы ветки сжигали, а букеты полевых цветов, побывавших в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: клали их под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядках от землероек и на чердак от пожара.